Экспрессионизм развивался наиболее активно в начале 20-го века.
Почему же возникли эти странные, тревожные, мрачные полотна, и чем они отличаются от других стилей этого периода? Начало 20-го века – очень неспокойное, сложное время. Болезненное для среднестатистического человека…
развитие капитализма, гнетущая политическая обстановка в мире, предчувствие первой мировой войны и ужасы самой войны предоставили художникам новые впечатления, новые ощущения, новые темы, для выражения которых уже не подходили укоренившиеся стили, такие как импрессионизм, реализм и романтизм. Импрессионизм – стиль, в котором художник мог запечатлеть эфемерность вещей и событий, трепетный, неуловимые моменты – солнечные блики, игру теней на драпировке, смех… этому легкому восприятию мира больше не было места. Реалисты изображали типичные сцены, типичных людей, представителей определенного класса или профессии, с характерными для них качествами, в характерной обстановке – и угнетенного состояния человека, задыхающегося и беспомощного в круговороте событий, реализм тоже не мог передать. Романтики восхищались неординарностью, силой, наполеоновскими страстями, их интересовала роль личности в истории, внутренняя борьба между желаниями и долгом, но эти личные эмоции сильных людей тоже уже не интересовали художников, пытающихся передать напряжение, витающее в воздухе, которым дышали обычные люди. Помимо этого, реальная жизнь предоставляла настолько ужасающие впечатления, что реалистичность изображения потеряла смысл. Разрывы снарядов, растерзанные тела в окопах, обрубки, кровь – то, что увидели художники во время войны, нельзя было изображать реалистично, не стоит в этом искать эстетику. Именно поэтому основные художественные направления начала 20-го века начали отход от предметности, обратились к экспериментам с выразительными средствами (линия, композиция, цвет, форма), в которых зашифровывали те впечатления, которые раньше раскрывались в сюжетах. Зародился абстракционизм, футуризм, кубизм, фовизм, супрематизм – и экспрессионизм. Экспрессионисты фундаментальную роль придавали страданию, которое лежит в основе не только человеческого существования, но и развития. Счастливый человек спокоен и потребности в развитии не ощущает. Экспрессионисты зациклились на отрицательных эмоциях, их человек – «комок нервов», он не может уйти от страдания, безысходность – основной мотив этих полотен.