Промежуточный вердикт: вы – любитель сюрреализма. Полотна сюрреалистов загадочны и сложны для понимания. Они не уступают
реалистам в изобразительности, фотографической точности изображаемых предметов. И в то же время они наполнены символами, подобно полотнам
символистов.
В чем же их отличие от этих «больших» стилей – реализма и символизма, и как настроиться на восприятие творчества сюрреалистов? Сюрреалисты пользуются художественными приемами символистов и реалистов, особенности стиля заключаются в выразительных, а не изобразительных средствах. Во-первых, необходимо понять особенности мировоззрения, сопровождающие эти три стиля.
Реалисты воспринимают мир как познаваемую, рациональную логично организованную, поддающуюся пониманию и воздействию систему. Они изображали действительность аксиоматически: они могли изобразить красоту пшеничного поля, передать статус помещика с помощью мастерского изображения тяжелого дубового стола, запечатлеть брутальную неистовость битвы, но несмотря на отношение художника к изображаемому предмету или явлению, сущность и сам факт его существования не подвергается сомнению. Это реальность, и она рациональна.
Символисты же считали, что то, что мы видим – реальность – это еще не потолок познания. Существует некая трансцендентная реальность, высший разум, который человеческий разум познать не может в силу своих ограничений, но тайна которого становится доступна человеку в виде символов, которые подлежат интерпретации. Иррациональная реальность познается не с помощью разума, а с помощью эмоций, позволяющих распознать эти символы.
Ну, а сюрреалисты отрицают разумную, рациональную, логичную организацию мира в принципе. Их реальность тоже таинственна и непознаваема, как у символистов, только в силу своей абсурдности. Нет единого разума, и все в мире – предметы, люди, ландшафты – имеет внутренние противоречия и противоречит друг другу. Иррациональный человек, живущий в иррациональном мире, не вступает в борьбу с этими противоречиями, а стремится к ним, жаждет их, так как они – неотъемлемая его часть. Он свободен от любых законов и моральных норм, и запросто вступает в противоречие сам с собой, движимый подсознательными, а не рациональными мотивами. Что же изображается на полотнах сюрреалистов? Слоны на тонких ножках, яблоки вместо головы, жидкие часы и дождь из клерков… Эти сюжеты изображают не реальные предметы или явления, а то состояние, в котором они написаны – особые, «сумеречные» состояния человеческой психики, исключительно в которых человек выходит за пределы рационального восприятия и в которых проступают подсознательные мотивы его поведения. Эти сюрреалистические состояния – сон, галлюцинации, мечтания, воспоминания, навязчивые состояния, иллюзии – стирают грань между рациональным и иррациональным и делают иррациональный образ выразительным. Без ссылки на такое состояние, запечатлев иррациональное сочетание мухи с зонтиком на томике Стендаля, вы не достигнете выразительности, характерной для сюрреалистических полотен. А подробнее…