Вы – любитель портрета в стиле кубизм. Редкий человек, которого не возмущают женщины Пикассо:). Как отличить портрет в стиле
кубизм от портрета в стиле
реализм или
романтизм, объяснять не нужно. А вот на вопросы «Почему?», «Зачем?», «А они вообще рисовать умеют?» вполне стоит ответить.
Искажения и деформации на полотнах кубистов лежат в основе стиля и имеют стройное философское и эстетическое обоснование. Пытаясь рационализировать окружающий мир, найти логику и постичь истинную суть вещей, а в случае портрета –людей, кубисты анализировали изображаемый предметы, вычленяли в нем атрибуты, которые остаются неизменными, независимыми от внешних факторов, в том числе – от пространственных характеристик.
Если изобразить человека «похоже», реалистично, получится портрет человека в конкретный период его жизни, в конкретном возрасте, конкретной профессии, в конкретное время суток и т.д. Но ведь суть человека, его «стержень» не зависит от освещения и одежды, не меняется в зависимости от настроения. Поэтому кубисты, подвергнув модель анализу и разбив на составляющие, убирали те элементы, которые являются изменчивыми и неустойчивыми, и располагали на полотне только выделенные ими устойчивые атрибуты, при этом каждый из этих атрибутов располагался с разных ракурсов, с разных точек зрения – ведь изображался не красивый профиль или анфас, а сам человек, его суть, независимая от положения в пространстве.
Несмотря на внешнюю деформацию, которая являлась результатом анализа и последующей реорганизации внешних атрибутов человека, портреты кубистов полны художественной гармонии и эстетики, подчинены строгим художественным законам и интуитивно просты для понимания. Когда в жизни Пикассо происходили разлады, трагические события, женщины на его полотнах становились похожими на чудовищ, резкие обрывистые линии, кричащие контрастные тона, агрессивные формы делали их совершенно непохожими на таинственные, гармоничные образы других периодов, хотя «расчлененке» подвергались все). Напомним, что искажение является основой стиля, и подходить к анализу картин кубистов с точки зрения реалистичности лучше даже не начинать. Их красота подобна красоте доказательства математической теоремы – это красота интеллектуальная: их нужно проанализировать, понять, и получить удовольствие от того, что понял.
На что нужно обращать внимание: Во-первых, рассмотрите собственно изображаемый предмет, вслед за художником выделите его основные атрибуты, получите общее впечатление о создаваемом художником образе, что именно он посчитал устойчивым, неизменным элементом изображаемого человека, его внешности и характера. После этого проанализируйте выразительные средства – линии, формы и цвета, которые у кубистов глубоко символичны. Изломанные, деформированные или ровные, плавные линии передают эмоции – страсть, ужас или любовь. Проанализируйте цвета: основные плоскости, их соотношение расположение по отношению друг к другу и на полотне в целом, значение цвета (желтый может символизировать зависть или радость, синий – вселенную, покой, черный – тишину, пустоту и т.д.). Формы тоже подлежат интерпретации: круг символизирует движение, квадрат – материю и ограничения, треугольник – мысль. Интересно представить, а как бы изобразил кубист вас? Какие устойчивые атрибуты бы выделил? Какие бы выбрал цвета?