Чем отличается натюрморт сюрреалиста от натюрморта в других стилях? Во-первых, полотна, на которых сюрреалисты изображали странные предметы в странных сочетаниях, и натюрмортами-то сложно назвать. По закону жанра на натюрморте изображаются неодушевленные предметы.
А сюрреализм предполагает не изображение предметов, а изображение человеческого видения этих предметов в «сумеречных» состояниях психики. Это не реальные предметы, а их образы, возникшие в сновидениях, галлюцинациях, фигурирующие в воспоминаниях, иллюзиях и навязчивых состояниях. Реальный предмет отличается от сюрреалистического: у него есть стабильные характеристики, поддающиеся описанию – он твердый или мягкий, прозрачный или непрозрачный, имеет одну-две-три ноги, цвет, и применяется в сочетании с определенными другими предметами – например, тарелка со стаканом, стол со стулом, все предсказуемо. Сюрреалисты же подчеркивали абсурдность реальности, отрицали все законы, закономерности, нормы и принципы как поверхностные и условные, подчеркивали абсурдные связи между предметами и явлениями. Мир сюрреализма отрицает наличие разума, который им управляет, поэтому на первый план выходят и изображаются все противоречия, заключенные в сущности вещей, рациональный мир ставится с ног на голову и вдобавок выворачивается наизнанку, затем расчленяется и хаотично перемешивается. Поэтому на натюрмортах сюрреалистов тяжелые предметы зависают в воздухе, твердые становятся мягкими, зонтик не защищает от дождя, а является подставкой для стакана с водой и таким образом предотвращает промокание, изображение трубки называется «Это не трубка», реальные предметы сочетаются с фантастическими, далекое изображается как близкое, один предмет при рассмотрении переходит в другой. Сюрреалисты используют формальные художественные приемы реалистов и символистов, по-своему их синтезируя, прибегая к иррационализации линии, рисунка, светотени, колорита, перспективы и т.д.