Вы – любитель натюрморта в стиле кубизм. «Неужели так трудно нарисовать красиво вазу?», скажет человек, не смыслящий в кубизме. Красиво – нетрудно, а вот со смыслом – уже сложнее. Натюрморт – это не просто предметы, расположенные в определенном порядке. С помощью натюрморта художник… выражает свое эмоциональное восприятие мира в целом. Например, натюрморт у
импрессионистов – легкий, искрящийся, трепещущий, вызывает ощущение эфемерности, зыбкости, хрупкости. Мир, жизнь – череда неповторимых моментов, уникальных и мимолетных. Стабильность, рациональность отвергаются, на первый план выходят индивидуальные, поверхностные атрибуты – солнечные блики, искры росы, игра света и тени на драпировке, движение занавески от дуновения ветра. Вот так мировоззрение импрессионистов выражается в их натюрморте. У
сюрреалистов иное отношение к миру, и совершенно другие натюрморты. Сюрреалисты в ответ на ужасы военного времени и тяготы экономической депрессии объявили мир иррациональным, ушли в себя и начали изображать абсурдные образы, порожденные подсознанием. Поэтому натюрморты сюрреалистов умышленно противоречивы, вызывают ощущение тревоги, странности, мистики. Глаза на тарелке, расплавленные часы, яблоки размером с комнату – говорите «сюрреализм», не ошибетесь. Что же с кубистами?
Кубисты верили в совершенную рациональность бытия, в существование устойчивых неизменных конструкций, лежащих в основе всего (в хаосе военного времени хочется верить в какую-то логику и стабильность, не так ли). Они разбивали реальность, людей, предметы на части, анализировали составляющие в поиске этих самых конструкций. В художественном плане это привело к изображению предметов с помощью базовых форм – шаров, конусов, цилиндров. Предмет изображался не как уникальная вещь, со своей историей и особенностями, а как «вещь в себе». Например, стол может быть деревянным или стеклянным, круглым или прямоугольным, с тремя ножками или одной – а кубисты изображали не конкретный стол, а «стол» в принципе, только его основные, неизменные атрибуты. Поэтому на полотне должно быть видно, что это стол (яблоко, ваза), а какой он именно – не имеет значения, кубистов не интересовали неопределенные, индивидуальные, хаотические черты. Помимо этого, предмет выглядит по-разному с разных ракурсов, и чтобы достичь максимально объективного изображения «сути» предмета, не зависящей от пространственных характеристик, кубисты изображали части предмета с разных ракурсов одновременно, таким образом предметы на их натюрмортах деформированы. На что еще нужно обратить внимание: искать символику нужно не только в самом сюжете, а в художественных средствах. У кубистов символичны цвета, формы и линии. Изломанные, деформированные или ровные, плавные линии передают эмоции – страсть, ужас или любовь. Проанализируйте цвета: основные плоскости, их соотношение расположение по отношению друг к другу и на полотне в целом, значение цвета (желтый может символизировать зависть или радость, синий – вселенную, покой, черный – тишину, пустоту и т.д.). Формы тоже подлежат интерпретации: круг символизирует движение, квадрат – материю и ограничения, треугольник – мысль. Красота проявляется по-разному: красивым может быть как букет цветов, так и доказательство математической теоремы. Анализировать натюрморты кубистов с точки зрения реалистичности изображения невозможно, это противоречит теории этого стиля. Именно из-за этого подхода многие люди испытывают отвращение к кубизму. Рассматривать натюрморт кубистов нужно как теорему, это интеллектуальное удовольствие.