Живопись сюрреалистов богата символами и в той или иной степени вся она является
аллегорической, ведь на полотнах изображаются сюрреалистические образы — образы, навеянные сумеречными состояниями психики или изображающие такие состояния (сон, галлюцинации, мечтания, иллюзии).
Их сочетание может быть – и должно быть! – иррациональным, на то он и сюрреализм; иррациональным может быть сочетание характеристик, атрибутов и функций и собственно предметов на полотне. Все эти образы, характеристики и атрибуты родом из реальной жизни, а уже их сочетания и противоречия – плод разгула подсознания. В реальной жизни сыр плавится на солнце, а часы стоят на камине, но после сюрреалистической мясорубки подсознания на солнце плавятся часы. Что такое аллегорический жанр у сюрреалистов? Жанр живописи определяется в зависимости от того, что изображено на полотне, но по отношению к сюрреалистам уже сложно применять классическую классификацию жанров. Они писали и портреты, и пейзажи, и натюрморты, но все они полны символических образов, позволяющих отнести их к жанру аллегорической живописи. Однако по определению аллегорическая живопись изображает не поддающиеся визуальной репрезентации идеи иносказательно с помощью изображения живых существ, предметов, ситуаций, которые легко расшифровать, а с сюрреалистами это не так – можно лишь догадываться о том, почему в подсознании автора определенные вещи, люди и атрибуты расположились определенным образом. Но поскольку других вариантов у нас нет, к аллегорическому жанру мы отнесли все полотна сюрреалистов, не позволяющие их причислить ни к одному из других жанров живописи – портрету, натюрморту, пейзажу, бытовому, историческому жанру, батальной, религиозной и мифологической живописи. В чем особенности аллегорического жанра сюрреалистов? Сюрреалисты использовали художественные приемы, техники символистов и реалистов, сохраняя принцип правдоподобия. Зато выразительно-изобразительные средства в трактовке сюрреалистов стали настоящей революцией. Композиция, моделировка, перспектива, пропорции, светотень, цвет, подчиняясь классическим законам художественного мастерства, было брошено к ногам иррационального, создавая бессмысленные сочетания – европейский ландшафт с африканскими пальмами, абсурдные отражения в зеркалах, ограниченные пространства в рамках убегающих вдаль арок, ночное освещение зданий в дневное время, ощущение движения покоящегося объекта, невесомость тяжелых вещей и прозрачность непрозрачных. У каждого художника есть свой конек и особенности, например, самые запоминающиеся образы, элементы и приемы у Дали – «мягкие часы» (прием физического анаморфоза, или искажения), прием удвоения образов, слоны на паучьих ножках, низкие горизонты, костыли, подпирающие части человеческого тела и др. Аллегорический жанр в стиле сюрреализм как нельзя лучше раскрывает сам Сальвадор Дали: «Предел тупости — рисовать яблоко как оно есть. Нарисуй хотя бы червяка, истерзанного любовью, и пляшущую лангусту с кастаньетами, а над яблоком пускай запорхают слоны, и ты сам увидишь, что яблоко здесь лишнее».